Во второй половине января аналитики GfK опубликовали результаты исследования рынка антивирусного софта. На протяжении 2015 года объемы продаж постоянно сокращались. Конец третьего квартала отметился пробоем трехгодового минимума. Падение составило 18%.
Печальные рекорды
Экспертов озадачили темпы развития ситуации. Снижение розничных продаж оказалось слишком резким. В течение длительного времени специалисты отмечали стабильный рост в сегменте, либо незначительный спад. Падение стало неожиданностью даже для скептиков.
За 9 месяцев 2015 года ретейлерам удалось реализовать только 1 041 000 наименований антивирусных продуктов. Общая сумма выручки составила примерно 1,3 миллиарда в российской валюте.
Итоги получены на основе оценки нескольких каналов продаж:
• традиционные установочные диски;
• карты с уникальным кодом, защищающим программу от копирования;
• пакетные предложения при покупке техники.
Единственным направлением, которое специалистам GfK учесть не удалось, стали сделки непосредственных производителей. Сколько антивирусных продуктов удалось реализовать через официальные сайты, неизвестно.
В чем причина обвала?
Аналитики ссылаются на два ключевых фактора:
1. Сокращение расходов на технику
В период кризиса россияне решили отказаться от дорогостоящих покупок. Спрос на технику заметно уменьшился. Аргументируя позицию, специалисты ссылаются на отрицательную динамику поставок в Россию (падение в процентах):
• компьютеры – более чем на 40,8;
• планшеты – около 25,4;
• смартфоны – свыше 7.
Соответственно снизилось число заявок на приобретение программного обеспечения.
2. Изменилась структура каналов сбыта
Соотечественники предпочитают сотрудничать с непосредственными разработчиками антивирусных продуктов. Покупки у ретейлеров привлекают людей все меньше. В условиях жесткой экономии даже незначительная наценка становится неприемлемой.
Ключевые игроки рынка подтверждают выводы экспертов о проседании показателей. Однако точные цифры не раскрывают.